Логотип берлинского кинофестиваля

11 tops… Berlin Winners

List of best winners Berlin International Film Festival by my glore, honest or modest opinion.

Грядёт Берлинский кинофестиваль. Первый из большой тройки. Вечное открытие нового сезона, раскачивающиеся смотры готового кинопроизводства, возможно, ниже рейтингами, чем Канны и Венеция, однако задающие тренды, в настоящее время, по крайней мере, социальным лентам.

В прошлом году я вспоминал и рейтинговал победителей Каннского кинофестиваля. В этом году подойдём к истории Берлинале. Честно признаться, очень сложно охватить в просмотре все картины-победители. Фестиваль был рождён американцами в послевоенные годы, сводя кинопотоки в подопечный центр искусства в Европе, и отдавал предпочтения голосам зрителей. Затем появились жюри, критики, фестиваль перенесли на начало года в попытке опередить торжество Канн и Венеции, а не быть их теневым пересечением. Конкурсная программа Берлина, конечно, была чуть ниже и качеством, и интригой, и уж точно слыла неравномерностью. Когда-то побывав американским филиалом и их дистрибьютором в Европе, Берлинале смог первым вытащить авторское кино, но потом растворился, проигрывая двум другим европейским столпам. С началом девяностых и за всё десятилетие фестиваль был представлен весьма популярными и действительно значимыми кинолентами, однако после рейтинг картин, получающих “Золотого медведя”, стал вновь достаточно сдержанным. 

В преддверии нового фестиваля самое время вспомнить его именитых победителей. Вашему вниманию предлагается десятка-плюс лучших картин, когда-либо становившихся обладателем заветного “мишки”. 

  1. 12 разгневанных мужчин (реж. Сидни Люмет, 1957)

Одна из самых классичных американских картин, судебных драм и уж точно одна из самых классичных пьес, имеющих идеальную структуру для сценического искусства. Безусловно, ныне дебютная лента Сидни Люмета прочно вписана в историю кинематографа. До сих пор она пользуется популярностью у зрителя, поддерживает свой высокий рейтинг в оценкахи участвует в многочисленных ретроспективах. Бессмертное теме – бессмертное существование. Свобода, справедливость, право на честный и беспристрастный суд – характеристики, коими Соединённые Штаты всегда стремились руководствоваться, поэтому подобная история всегда будет иметь поучительный и одновременно гарантирующий оттенок. В год победы у ленты не было конкурентов, а большой праздник с большими гостями открывал именитый кинокомплекс Zoo Palast. Кажется, для этого демонстрация работы присяжных и была подготовлена.

12 разгневанных мужчин

2. Земляничная поляна (реж. Ингмар Бергман, 1958)

Год спустя произведения Люмета свою награду получил Ингмар Бергман за не менее великую свою

ленту “Земляничная поляна”. Конкурентов в конкурсе у него было побольше, чем у Люмета, особенно со стороны каждый раз везущей именитых режиссёров Америки, которая изначально фестиваль и организовывала. Однако путешествие пожилого профессора в своё прошлое (роль которого исполнял не менее легендарный Шёстрем), встречи с молодостью и жизнь, пробегающая перед глазами, отдавали магией бесконечного романтизма и соотношения себя с кадром, что стало ключевым критерием для выбора. Ныне это точно такой же фильм-история, который не теряет ни на секунду своей актуальности, первым делом попадает в плейлисты киноманов и изучается в каждом учебном заведении, посвящённом киноискусству. 

Земляничная поляна

3.Человек дождя (реж. Барри Левинсон, 1989)

Да, эта картина была когда-то в Берлине. Она же характеризует тот самый ностальгический период девяностых, когда самая состоятельная часть нынешней аудитории взрослела, а границы между странами наконец открылись. “Человек дождя” – несомненно самый популярный фильм из этого списка, и его невозможно не отметить. Нарицательное имя для всех людей, страдающих аутизмом и прочими болезнями, корректирующими сознание. Легендарное сочетание несочетаемой пары в лице Дастина Хоффмана и Тома Круза. Отсутствие жалостливого трепета и заигрываний со зрителем. Доброта, которая вынуждена пробиваться через бескомпромиссное отсутствие чувств со стороны обоих персонажей. Это также богатство кинематографа, заметная веха для фестиваля. Одна из редких фаз после рождения фестиваля, когда победителем Берлинале стало воистину массовое кино, требующее и мудрость, и попкорн.

Человек дождя

4. Унесённые призраками (реж. Хаяо Миядзаки, 2002)

Невозможно представить себе историю анимации в целом без Хаяо Миядзаки. А самого Миядзаки невозможно представить без его коронных “Унесённых призраками”. Так получилось, что Берлинале может похвастаться и ими. На том 52-ом фестивале “призраки” разделили победу с “Кровавым воскресеньем” Пола Гринграсса, однако значимости для истории кино и жанра у них гораздо больше. Попадание маленькой девочки Тихиро в мир духов и призрачных монстров с целью вызволить оттуда родителей, действуя при этом самыми искренними методами и чувствами, до сих пор является одним из самых продаваемых и любимых мультфильмов для зрителей по всему миру. А Миядзаки продолжает творить свои сказки, которые похожи, в том числе, и на эту. 

Унесённые призраками

5. Магнолия (реж. Пол Томас Андерсон, 2000)

Второе признание Пола Томаса Андерсона после “Ночи в стиле Буги” произошло в Берлине, в начале столетия, когда он представил на показе свой внушительный фильм “Магнолия” с большим количеством знакомых лиц и сюжетных линий. Эта полная символов, случайностей, происшествий и событий картина не является ничем больше, чем разрисованным художником полотном о судьбах, которые были им случайно подсмотрены. Из Магнолии в широкий резонанс ушла повесть о самоубийстве – квазиэлегантная выдумка американского психолога спустя десятилетия всё ещё гуляющая по пабликам в интернете, а также знаменитый дождь из лягушек – если уж вытряхивать детали из жизни, то лучше сразу все. Известных картин на том фестивале было много – и Оливер Стоун, и Дэни Бойл со своим “Пляжем”, и Чжан Имоу, и Форман, и Озон, и Вендерс, и экранизация “Мистера Рипли”, однако “Магнолия” выглядела так, как будто собрала всех их, обрезала на цитаты и из цитат собрала новую прозу.

Магнолия


6.Развод Надера и Симин (реж. Асгар Фархади, 2010)

Кажется, история совсем современная, однако фильму уже десять лет и девять лет его победе на Берлинале. Совершенно недавно он вспоминался в связи с выходом Marriage Story Баумбаха, однако лишь в отголосках. Теперь же разговор непосредственно про Фархади, который в то время запустил маховик иранского кино, которое вроде бы сказало уже всё, что хотело, картинами Киаростами, Панахи и Махмальбафа. Фархади не стал говорить о национальности, традициях и жизненном укладе общества. Его Иран максимально приближен к современности и редко чем отличается от всех стран. Распад семьи, страдающие от этого дети и невозможность двум людям, жившим вместе, найти общий язык, – проблемы по большей части схожие для всех, отсюда и такой отклик, приведший к премии. Тематически – это один из самых сильных лауреатов Берлинале. 

Развод Надера и Симин

7.Красный гаолян (реж. Чжан Имоу, 1987)

Дебютная лента именитого ныне режиссёра Чжана Имоу. Фильм, ознаменовавший рождение нового китайского кинематографа. Первый лента из республики, попавшая в американский прокат, и одно из открытий не особо известной доселе страны для европейского зрителя. Всё это производные от показа “Красного гаоляна”- нежной и безумно простой ленты о китайских чувствах, об их традициях и истории. История о девушке в исполнении Гун Ли, насильно выданной замуж за больного проказой старика – владельца винокурни, которого вскоре убивают. Прежде изменившая и живущая с одним из слуг, она становится хозяйкой, налаживает отношения с рабочими жителями, налаживает производства и готова защищать деревню от захвата. Всё это выглядит как маленький сюжет огромной китайской истории, который несомненно заслуживает зрительского внимания.

Красный гаолян

8. Восхождение (реж. Лариса Шепитько, 1977)

География здесь не причём, хотя хочется отдать должное одной из сильнейших советский картин. Снятая по повести Василя Быкова, она и как фильм прекрасно отражает это русское значение слова “повесть”. Не заигрывающая перед войной, как делают это до сих пор, говорящая прозой жизни куда больше, чем бравурными речами, Шепитько показывает историю двух партизан, один из которых помогает, другой – предаёт. С трудом пробравшаяся через советское цензурное сито, картина попала в Берлин, где взяла своего “Золотого Медведя”. И кажется, что сходство одного из главных героев с Иисусом, стало только плюсом для этой награды, а не минусом, как для “красной машины”.

Восхождение

9.Тоска Вероники Фосс (реж. Райнер Вернер Фассбиндер, 1982)

Один из символов немецкой режиссуры, Фассбиндер получал “Золотого медведя” всего лишь раз, на 32-ом фестивале со своей предпоследней лентой “Тоска Вероники Фосс”, где тоскует и теряется не только сама героиня, очередная немецкая девушка и возможно очередное олицетворение Германии, хотя это и не заметно, но и режиссёр, исписавшийся, уставший, вновь заблудившийся в экспрессии своей жизни. Фильм вроде и победитель, однако сам себя таким не ощущает.

Тоска Вероники Фосс


10.Альфавиль (реж. Жан-Люк Годар, 1965)

Берлин очень быстро реагировал на появляющееся авторское кино. Годар был в 60-м с “Последним дыханием”, однако получил только другого льва – “Серебряного”. Потом погулял там же с картиной “Женщина есть женщина”, уйдя с тем же цветом и качеством. Немного подождал, и награда пришла с “Альфавиллем” – якобы фантастикой, но на самом деле криминально-пародийным ночным изображением Парижа. Атмосфера, мелодика, щемящие кадры – конечно, это делает картину привлекательной. На тот момент в любом плане и в любом отношении можно было сказать “Заслужил”. А уж количество инфлюэнций от этой картины нынче и не пересчитать.

Альфавиль


11.Ночь (реж. Микеланджело Антониони, 1961)

Трилогия отчуждения также засветилась на Берлинском кинофестивале картиной “Ночь”, наверно, самой движимой в этой постоянной отстранённой статике. Неудобство здесь с каждым героем и с каждым его движением, большая часть коннекта происходит только для того, чтобы оттолкнуться, а не приблизиться. Одно из любимых произведений критики и одно из избегаемых произведений зрителем из-за тягостного дискомфорта и неуютности. По факту “Ночь” соперничала в тот год только с Годаром и Куросавой, но обходящего стороной человеческое Антониони обойти было нельзя. 

Ночь

Согласитесь, достаточно серьёзная подборка, в которой каждая картина так или иначе имеет свой отчётливый след в искусстве. Но как происходит с любыми списками – остаются неупомянутые. Поэтому ещё несколько картин, которые вам точно стоит посмотреть.

О теле и душе (реж. Ильдико Эньеди, 2017) – наиболее интересный из всех последних победителей, и хотелось бы, чтобы стал . Нежно и понятно о метафизическом. 

Тупик (реж. Роман Полански, 1966) – триллер несвободы на четверых, не способных сбежать ни от себя, ни от острова. Лучшая по мнению Полански работа Полански.

Плата за страх (реж. Анри-Жоржа Клузо, 1953) – один из самых известных французских триллеров, потрясающая история с Ив Монтаном в главной роли, грузовиком, разборками и нитроглицерином. Дух захватывает даже спустя полвека. 

Тонкая красная линия (реж. Терренс Малик, 1998) – военный парад звёзд имени и прокрастинаций Терренса Малика. То ли легендарное кино, то ли пшик, который сам по себе очень хотел бы быть проще.

Кузены (реж. Клод Шаброль, 1959) – второй фильм Шаброля, снятый спустя год после “Красавчика Сержа” всё с теми же Бленом и Бриали. Беспечная жизнь Парижа глазами провинциала и ружьё, которое в конце обязано выстрелить. Литературный и красиво поставленный фильм, проигрывающий первым одиннадцати только по статусу.

Добавить комментарий