Куриоса фильм Лу Жёне 2019 год

Curiosa

Жанр эротической мелодрамы, оказывается, ещё жив. Или нет?

Куриоса
2019
Франция
реж. Лу Жёне

Франция, конец девятнадцатого. Расцвет искусства нежности и проявления чувств. По крайней мере, если не у всего государства, то у подавляющей его части, считающей себя богемой. Герои ленты не становятся исключением – все одухотворённые и творческие, они преданы единственному чувству – любви. Привычное кокетливое франкофонское menage a trois, происходящее между поэтом Пьером Луи, его близким другом Анри де Ренье и его женой Мари. Слёзы, обиды, тела да костюмы составят поле тэгов, а сцены скитаний по комнатам Пьера и Мари оформят антураж дебютной ленты постановщицы Лу Жёне.

Само название ленты – “Куриоса” – относит её к представителям эротического искусства – конечно, более поверхностного и чувственного, чем привычное суровое наблюдение за человеческой наготой в атмосфере воодушевления и азарта. Термин, придуманный ещё во время действия ленты, описывал как раз те творческие произведения, которые порождали игривое буйство гормонов своей откровенностью. Однако здесь “куриоса” больше ознакомительная и фактическая. Ей занимаются главные герои ленты, питая друг к другу страсть и выражая её через откровенные фотографии.

Не виноват Пьер Луи, что у него появился сей диковинный аппарат для запечатления кадров реальной жизни. Не виноват, в том, что он разглядел в этом огромный пласт для собственного творчества. Не виноват, что творчество сразу же удалилось в жанр “ню”, как наиболее пикантный и близкий для души молодого эстетичного мужчины формат. По Балабанову ещё помнится, что такие салончики обнажёнкой не брезговали. Куда же тогда щеголеватому французскому повесе? К тому же и предмет восхищения есть – жена собственного друга, влюбившаяся в творца и готовая поделиться всеми прелестями своего моложавого тела.

Кажется, найти результирующую не сложно – это персональные женственные фантазии Лу Жёне, вдохновлённой, как сообщают титры, перепиской Мари и Пьера. Без каких-либо сомнений она отдаёт свою поэтику кадрам и мизансценам, перенасыщая их литературностью чувств, пока главные герои с первого же кадра ведут кукольный и бессюжетный образ жизни. Кастинг для тонких, практически незаметных лиц и фактур, остался кастингом для фотографий, и всё, что делает режиссёр, – это щёлкает статичным затвором, в то время, когда надобно следить за передвижениями. Переживания через уголки губ и бровей, решительность через плаксивость и тряпичность. Характера и мотивации нет ни у одного из персонажей. Хотелось бы верить, что это изображение обременённости исключительно линиями обнажённого женского тела. Но это мелодрама, и здесь в противоположность пытаются играть в любовь. Разве Пьера по-настоящему интересует то, чем он занимается? Разве Мари хочется красоты, а не в койку?

Саундтрек становится спасением этого вымученного пластикового мира. Во-первых, он сидит на нём как влитой, поскольку от подобной электроники только резкий холодок по телу во имя полумёртвости и отстранённости. Во-вторых, он свойственен персонажам – разве можно перенестись в “Куриосе” сквозь эпохи? Сколько костюмы не одевай и возвышенных фраз не произноси, просто так зрителя в антиквариате не приютишь. Конечно, это нарочитое, и вряд ли Жёне собиралась что-то воспроизводить, возможно, сконцентрировавшись на экивоках в сторону “инстраграмности” современности, возможно, по причине собственной беспричинности. Но подобные аранжировки – это самое заметное и запоминающееся, что есть у сей ленты из приданного.

От истории же начинаешь скучать, как только понимаешь, что ни сюжета, ни открытий, ни эпохи, ни эротики, как таковой, тебе не предложат. Переложить бы это в литературу – может быть воображение и дорисует своё. А в подобном виде – продукт Жёне для себя самой и параллельной ей женственной аудитории, восторженно относящейся к романтизированному французскому виду.

25.5.2019

Добавить комментарий