Фильм Пон Джун-хо 2019 год Победитель Каннского кинофестиваля

Gisaengchung

С четвёртого июля в российском прокате обладатель Золотой Пальмовой ветви 2019

Паразиты
2019
Южная Корея
реж. Пон Джун-хо

4 июля 2019 года в прокат выходит лента «Паразиты» корейского режиссёра Пон Джун-хо, которая в этом году стала обладателем «Золотой Пальмовой Ветви» Каннского кинофестиваля. Несмотря на вечное обсуждение достойности победителей, в этот раз с главным фильмом года и первым корейским обладателем подобного приза вроде бы все согласны.

Подвал неприглядного беглого квартала, к которому прямой наводкой направляются местные выпивохи для опорожнения. Свет уличных фонарей, с трудом проникающий в помещение, делая вид за окном куда более комфортным, чем внутри. Отсутствие интернета и необходимость искать вай-фай от расположенной рядом кофейни в самом дискомфортном помещении подвала. Именно там живёт классическая семейная четвёрка, состоящая из отца, матери, дочери и сына, не имеющая работы, и, как следствие, ни к чему не стремящаяся. Чтобы хоть как-то продлить собственное существование, по вечерам они собирают коробки для пиццы, делая это с нескрываемыми презрением и безразличием, и кажется, что их леность уже окончательно перестала себя контролировать. Однако судьба, решившая сжалиться над столь бесхребетными персонажами, предоставляет им призрачный шанс на спасение.

Лучший друг сына, уезжающий на учёбу за границу, рекомендует своего приятеля на комфортное и нагретое место репетитора молодой девушки, которая также является членом идеально сложенной семейной четвёрки, только чрезмерно влиятельной и богатой. В противопоставление главным героям, семейство Паков имеет все радости жизни и ни в чём себе не отказывает, балуясь элитным особняком, идеально подстриженными лужайками и всеми видами прислуги, суетящейся под ногами.

Такими подарками необходимо пользоваться. Ловкость рук, практически никакого мошенничества, только миниатюрные подставы, и спустя некоторое время отец работает в доме водителем, мать — домработницей, дочь учит рисовать маленького сына богатого семейства, а сын продолжает репетиторствовать и заводит отношения с дочерью Паков. Они приспосабливаются за счёт более приспособленных, при этом сама золотая ячейка общества о семейных узах своей прислуги даже не догадывается. Паразитизм чистой воды, но и он оказывается не единственным. Паразитов на больном теле оказывается гораздо больше.

Пон Джун-хо хорошо знаком русскоязычному зрителю, даже несмотря на то, что не так часто оказывался в прокате. Понятное дело, что в век цифровых технологий для настоящих мастеров нет опасности остаться неуслышанными, и те же «Воспоминания об убийстве», «Сквозь снег» или «Окча» до зрителя дошли с довольно-таки большим успехом. Можно отметить и любовь молодёжного идола Квентина Тарантино к режиссёрским работам корейца, что также послужило наращиванию внимания аудитории. Однако к такой популярности нельзя применять никакие прилагательные, кроме слова «относительный» — она не принесла Пон Джун-хо больших наград и уж точно не вписала его имя в режиссёрский пантеон. Даже контракты с Нетфликсом не смогли сделать с его карьерой того, что смогли сделать созданная на родной территории и для родной аудитории картина «Паразиты», которая выглядит как очередной реверанс мультикультурализму, где своеобразие и честность личности делают с магией кино гораздо большее, чем вложения или именитый актёрский кастинг.

К слову, те же рассуждения были использованы практически год назад в адрес предыдущего обладателя «пальмовой ветви» — ленты Хирокадзу Кораэда под названием «Магазинные воришки», которая при помощи объектива японского режиссёра также заглянула внутрь собственного общества. Иронично и то, что завязки наряду с главными героями обеих лент тождественны друг другу. В обоих случаях азиатские постановщики поставили в центр картины семью небольшого достатка с тягой к мошенничеству. Но если Кораэда в социальном путешествии собственных маргиналов опирался на трагику и чувства, то Пон Джун-хо решил обременить классовое пересечение верхов и низов абсурдом разящей от вечной пропасти пустоты.

Жанры этой ленты паразитируют друг на друге подобно семьям. Здесь возникает и триллер, и социальная драма, и демонстрация золотой жизни, и чёрная комедия, в которую каждый из жанровых элементов легко мимикрирует. На подтекст социального лифта и неистребимой сословности населения, где кощунственны и причуды богатых, и упадок бедных, невозможно смотреть без истеричного смеха, который находит момент, чтобы ворваться в трагическое развитие событий и отобрать у него текст, распечатанный для большой нравоучительной проповеди. Критика капиталистического строя и затхлости буржуазии — миссия сильного духа, но что может быть скучнее этой с годами становящейся всё более будничной и беспросветной традиции искусства. Разве нельзя сделать это предельно жёстко и предельно смешно, вызвав иное зрительское восприятие? Пон Джун-хо не чурается играться в кошки-мышки с гротеском, нарочито перебарщивая и переплетая пути своего отхода. И кажется, его это искренне забавляет.

Особо удивителен тот факт, как спокойно превращается в складную историю сюжет, в котором всё хоть и упаковано в реальность, но являет собой парадоксы и отклонения. Чем больше накапливается фарс, приближенный к подобию абсурдных новостей, подборки которых сейчас чрезвычайно популярны в пространстве мировой сети, тем компактнее он укладывается в привычные жизненные коллизии, которые отличительны только структурно, а внутри себя хранят всё те же неизменные и низменные проблемы. Человеческий паразитизм здесь величина, работающая в оба направления — от богатых к бедным и обратно. И прямолинейность режиссёра, продвигающего эту ключевую идею безостановочного лифта, делает любую кажущуюся неожиданность вписанной в нескончаемый будничный порядок фарса.

В «Паразитах» все поступают так, как им хочется. Верхи изначально сконцентрированы исключительно на себе, низам позволено реализовывать свои самые грязные и порочные мысли.

Сила низов оказывается в сиюминутной жестокости и непримиримости, однако же внутри длительного временного отрезка их противоборство угасает. Фильм ловко перемешивает чёрное с белым и насмехается над попытками разделить поступки людей, которые закреплены за своим положением и состоянием. Как можно искоренить паразитирование одних над другими? Насилием и юмором. Только благодаря им определившаяся диспозиция завязки начнёт видоизменяться, система будет переходить из одного состояния в другое, практически не пробираясь за пределы дома и лишь наслаждаясь лужайкой перед ним. У каждого из персонажей будет собственное испытание, которое он с гордостью провалит. Зрители же почувствуют собственную обречённость, но уже в скором времени про неё забудут, поскольку правда умеет с лёгкостью растворяться в абсурде реального времени.

23.6.2019

Добавить комментарий