Курск фильм Винтерберга 2018

Kursk

В прокате лента “Курск”, у которой ещё недавно не было прокатного удостоверения. Снова – их глазами о наших трагедиях.

Курск
2018
Бельгия, Люксембург
реж. Томас Винтерберг

26 июня в прокат выходит новая лента Томаса Винтерберга «Курск», которая расскажет российскому зрителю о трагедии его же страны. С учётом того, что миру лента показалась ещё в прошлом году и с учётом успеха «Чернобыля», причины подобного проката прозрачны и незатейливы.

В данном случае фильм опирается на книгу журналиста Роберта Мура, в которой причиной трагедии называется взрыв в торпедном отделе подводной лодке, после чего часть команды оставалась живой, но не имела шансов на самоличное спасение. Исходя из такой позиции данная картина разбита на несколько частей, затрагивая жизнь выживших внутри лодки сразу после аварии, действие/бездействие спасательных служб и отношение к трагедии членов семей погибших. Все три линии постоянно пересекаются между собой и к финалу находят точку соприкосновения в виде исчезновения человека и самого определения понятия человек.

Тема «Курска», безусловно, одна из краеугольных для нынешней российской истории, поскольку понимания причин и последствий аварии нет до сих пор. Нет даже понимания границ между трагедией и убийством, причём, обе позиции в определённой степени являются достоверными. Отсюда параллели с «Чернобылем», который послужил толчком к прокату «Курска», при полной отсутствием между ними пересечений. Во-первых, картина Винтерберга получилась блеклой и вымученной с учётом того, с какой самоцензурой писался сценарий и с каким обобщительно-поверхностным высказыванием он вышел. Во-вторых, сериал об радиационной трагедии затрагивал уже не существующее государство и уже законодательно обвинённых, здесь же события близки и всё ещё чувствительны.

Поэтому и взгляд российского зрителя будет всё время сконцентрирован на политической подоплёке, скрытых причинах трагедии/убийства, поиске причин каждого событийного момента и очередном витке вспахивания межгосударственных сочленений. Для зрителя же иностранного будут различительны только две составляющие — трагедия отдельного маленького человека, чья жизнь идёт вразрез с мясорубкой государственных целей и идей, а также повествовательный исторический экскурс, который в общем, более живом виде, расскажет об одной из самых внушительных аварий стартовавшего века. Сухо, однородно, практически не отрываясь от классической подачи сюжета в американском плане, где герой проходит все стадии изменения собственного характера в поиске собственной правды, которая оказывается либо правдой действительной, либо правдой обманчивой.

Никаких спецэффектов, никакого надрыва. Подводники, оказавшись в темноте, разыгрывают длительную театральную сцену с единством места действия, а спасатели и государственный аппарат заняты в собственном марлезонском балете, все больше напоминающий трагический конструктор комедии положений, где одни хотят и могут, но не имеют права, а другие не могут и не хотят, да и на чьи-то права им в большей степени наплевать. Всё это снабжается весьма сдержанными экивоками в сторону предполагаемых виновников, что могло быть и пожёстче с выражениями, и поэффектнее для облика фильма. Однако Винтерберг выбрал привычную сухую классику, и этот выбор следует уважать.

Дух захватывать от «Курска» точно не будет. Большого сочувствия тоже не предвидится. Финальные кадры с рукопожатиями и их отсутствиями — закономерная квинтэссенция данного проекта, которые напомнит лишь об ответственности за то, что являешься в этом мире человеком. Остальные же пересуды для зрителя будут акцентированы на внутренне- и внешнегосударственном устройстве. Такова уж жизнь «Курска», у которого слишком много берегов для правды документальной и правды художественной, но для которого упокоение на глубине моря в их отсутствие наилучший выбор.

25.6.2019

Добавить комментарий