Movie Collection… Belief

Первая из тематических коллекций фильмов, появившаяся на сайте. Начнём с вечного вопроса веры. Лучшие фильмы, которые задавались этим вопросом.


В идущем ныне в прокате новом фильме Франсуа Озона «По воле божьей» финал остаётся открытым. Не только в части исхода истории – лента всё-таки имеет практически документальный язык, и события ещё будут развиваться в реальности. Финал остаётся открыт и в части вопроса веры – герои фильма остаются в замешательстве.

Верить или нет? Если верить, то верить во что?

Это не религия в чистом виде, но исключительный вопрос её существования. Сам фундамент образования религиозных течений и показатель духовной составляющей человека.

Кинематограф крайне восприимчив к картинам подобного толка, но, как и всё личностное творчество, в основном даёт открытую и обозначенную точку зрения, не пытаясь перебраться через реку с обоих берегов. В этой статье хочется перечислить основные ленты, шедевры мировой киноклассики, которые также открыто, подобно Франсуа Озону, задавали свои персонажам и своим зрителям одновременный вопрос – а веришь ли ты?

Никаких проповедников, никаких храмо-церковных организаций – исключительно исключительность позиции веры и необходимость её существования.

Только то, что сможет помочь определиться, если собственной точки зрения до сих пор не существует.

По воле божьей, реж. Франсуа Озон, 2018

Художественный фильм, основанный на текущих событиях, преступно характерных нынешнему католическому строю. Фильм, ставший первопричиной данной подборки. Большая часть ленты отведена конфликту между французской церковью и жертвами педофилии, пострадавшими от действий местного священника. Озон категоричен в вопросе правосудия, однако открыт к вопросу веры, показывая равномерно каждого из основных потерпевших, заостряя внимание на основном вопросе – смогло ли произошедшее с ними в детстве поколебать их веру? Верят ли они сейчас и смогут ли верить в дальнейшем?

По воле божьей фильм 2018 года Франсуа Озон
По воле божьей фильм 2018 года Франсуа Озон

Девичий источник, реж. Ингмар Бергман, 1960

Противоположно Озону, в ленте “Девичий источник” поиск веры происходит за поступками. Бергман, потративший сей период своего творчество на изыскания вопросов сущности, не может ответить – есть ли вера как таковая. И если есть, на кого она направлена – на бога или человека? Экранизация народного мифа об убийстве девушки, отмщения убийцам со стороны глубоко верующего отца и ручей, пробившейся на месте её гибели, рассуждает своим подтекстом, но не страшится действий. Всё заканчивается сказочным чудом, не расщедрившись на окончательные ответы, однако основная идея остаётся в памяти – на что способен человек и как с этим соотносится вера?

Девичий источник 1960 фильм Ингмара Бергмана
Девичий источник 1960 фильм Ингмара Бергмана

Дневник сельского священника, реж. Робер Брессон, 1950

Один из столпов и родителей вопроса: «В чём смысл жизни, если священник потеряет свою веру?» Любимый режиссёр Тарковского, Брессон в своих фильмах чересчур играется в притчу о человеке, в философские основы, в формирование мировоззрения. Длительный, несменяемый нарратив удовольствия вызвать, конечно, не сможет. Но подобно Бергману поднимет вопрос «сущности бытия» и заставит над ним рассуждать. Суть «Дневника сельского священника» – экранизации романа Жоржа Бернаноса – видна из названия. В фильме действительно будут и записи, и размышления, производимые человеком, цель которого – дать возможность людям поверить. Однако нужно ли это людям? Общество, окружающее священника, а также его болезнь, попытаются заставить пастора самого усомниться в основном содержании религии.

Дневник сельского священника 1950 реж. Робер Брессон
Дневник сельского священника 1950 реж. Робер Брессон

Камино, реж. Хавьер Фессер, 2008

Удивительно, но данного лауреата премии Гойя – национальной испанской кинопремии – практически никто не знает. Хотя тема, указанная в нём, идеально рассматривает веру с позиции противопоставления реальности. Идеальный и актуальный конфликт – смертельно больная девочка, только познающая мир и впервые влюбившаяся, противостоит матери, которая ухаживает за ней, но верит исключительно в божью помощь. Сюжет, достойный частых новостных упоминаний. Разве нынче мало детей, гибнущих от агрессивного превозношения родительской веры? Как и во что верить, когда твоя жизнь или жизнь человека, которого ты любишь, на исходе? Хавьер Фессер показывает свою точку зрения, оставляя Камино в лучшем из миров, но даёт возможность своему зрителю задуматься о своей вере.

Камино 2008 фильм Хавьера Фессера
Камино 2008 фильм Хавьера Фессера

Андрей Рублев, реж. Андрей Тарковский, 1966

Одно из немногих огромных и влиятельных кинонаследий советского творчества. Независимый взгляд и на историю Руси. На биографию отдельного персонажа, живущего параллельно становлению государственности. На веру, сопряжённую с внутренним миром. Оттого герой Анатолия Солоницина и скрытен в своей замкнутости и блеклости, проходя тенью через каждый сюжет. Зато его Андрей Рублёв действительно сомневается. Верит и сомневается в предназначении этой веры.

Андрей Рублев 1966 фильм Андрея Тарковского
Андрей Рублев 1966 фильм Андрея Тарковского

Первая реформаторская церковь, реж. Пол Шрёдер, 2018

Ещё один современный пример. Теперь от сценариста легендарного «Таксиста». Пол Шрёдер, конечно, сильно удивил и сильно воодушевил, сняв спустя десятка лет пустышек настоящее и многозначительное кино, претендовавшее на ведущие премии за свой сценарий. «Первая реформаторская» следует Бергману, Дрейеру и Брессону, исследуя вопрос веры или же неверия через действующего священника – апологета религии. Вопрос привычно остаётся открытым, а внутренние испытания, пройдённые героем, действительно серьёзны по сравнению с обыденностью.

Первая реформаторская церковь 2018 фильм Пола Шрёдера
Первая реформаторская церковь 2018 фильм Пола Шрёдера

Причастие, реж. Ингмар Бергман, 1962

Культовый и определённо один из самых идеальных фильмов, касающихся веры. Из той же классики сомнения священнослужителя в вере, но наиболее чётким языком. «Причастие» Бергмана да «Слово» Дрейера – именно те киноленты, которые ставят вопрос ребром, планомерно рассмотрев его с каждой из сторон.

В «Причастии» кульминационным моментом, зародившим сомнения в священнике, станет самоубийство его прихожанина сразу после принудительного исповедования, на которое его уговорила жена. Исключительный в своей полноте сюжет, и великий в своей нравственности герой, чьи вопросы, поставленные перед собой, кажется, должны ставится каждым живущим на земле человеком. Слишком простая и одновременно глубокая схема.

Причастие 1962 фильм Ингмара Бергмана
Причастие 1962 фильм Ингмара Бергмана

Слово, реж. Карл Теодор Дрейер, 1955

Вот уж где поиски и позиционирование веры заложены в основу. Так же, как и у Бергмана, вера в данной экранизации пьесы Кая Мунка, проходит через смерть. Однако она не сгущается в единстве персонажа – каждый из сыновей главного героя, озабоченного до старости поиском истинной веры, имеет собственный дифференциальный взгляд. Выход же кроется не в натужных поисках правды внутри себя, а в совершении чуда. Вера доходит до значения переизбытка, и в единственном из представленных здесь фильмов, не задаётся открытым вопросом, а предлагает разумный баланс.

Слово 1955 фильм Карла Теодора Дрейера
Слово 1955 фильм Карла Теодора Дрейера

Добавить комментарий