Мертвые не умирают фильм Джима Джармуша 2019

The Dead Don’t Die

Джим Джармуш, стебущийся.

Мёртвые не умирают
2019
США, Швеция
реж. Джим Джармуш

В прокате новый фильм Джима Джармуша под названием «Мёртвые не умирают», который открывал последний Каннский кинофестиваль и запомнился крайне противоположной прессой. Уж слишком амбивалентно может быть отношение к нему — с одной стороны это всё тот же флагман авторского творчества с собственной атмосферой и харизмой, с другой — ожиданий, основанных на предыдущем творчестве Джима, уж точно быть не должно.

Прежде всего не стоит ожидать сюжета. Всеми любимый нарратив также присутствует, как и исчезает в брошенных линиях и разрушении чёртовой четвёртой стены. Если взяться за описание авансцены, то можно остановиться на кратком «Сентервилль и его жители во время восстания зомби». Происхождение нейминга выдуманного городского пункта светит в глаза каждому, на фильм зашедшему. Зомби сформированы для разгона юмористических ситуаций и внутряковой хохмы. Жители же — бесконечный паноптикум напрямую клишированных персонажей, которые проиллюстрированы близкими друзьями Джармуша. В грубом предположении процесс создания ленты — это ничто иное, как вылазка на загородный отдых с шумной довольствующейся компанией и скаламбуривание новой картины в разгар всеобщей потехи. Иначе сей полёт фантазии не объяснишь.

Пришедший на такой фильм зритель несомненно встанет перед вопросом «а как же к этому фильму всё-таки относится?». И лишь это может быть поводом для разговоров, поскольку применять критику и использовать оценочную систему в данном случае абсолютно бессмысленно. В любом случае окажешься против течения. Конечно, часть зрителей, которая с творчеством режиссёра не знакома или имеет слишком завышенные и персонализированные ожидания от него, будет разочарована. Для остальных же лучшим выходом будет настроиться на пародийную комедию и бесконечный троллинг Джимом самого себя, зрителя, современной модели общества и кино. Во всяком случае в плане развлечения и непосредственного потребления происходящее на экране выглядит довольно смешно и абсурдно, хотя бы по сравнению с большинством комедий-пустышек разного уровня производства.

Что же касается множественных экивоков в сторону консюмеризма, общества потребления и прочих трендов-брендов, использованных Джармушем в данной картине, то несомненно это не является высказыванием автора или же попыткой насадить мораль в пустоту неудавшейся работы. Оценивать подобный спич следует исключительно в той же роли, что и общее использование зомби-направленности, а именно в качестве каркаса для шуток, гэгов, рефренов, самоповторов и всего прочего, что весёлая компания напридумывала во время своего застолья. К тому же такой подход замыкается сам на себе — разве не рождает абсурд многократное употребление критики общества потребления самим обществом потребления?

Поэтому и «Мёртвые не умирают» для тех, кто хотел посмотреть на разукрашенное сборище одних из лучших и уж точно самых запоминающихся американских актёров, для тех, у кого Игги Поп в роли зомби, охотящийся за кофе, и части тела Селены Гомес — вошедшая в моду постирония. Восхищаться этим также глупо, как и критиковать. Полтора часа замаскированного карнавала в хорошо знакомой и уютной атмосфере сопоставимо с тем, какое наслаждение получают кофеманы от кофе. Релаксируй вместо рефлексирования.

Нужно ли это было для фильмографии Джима — вопрос более требовательный. Но, кажется, его вряд ли интересует общая стройность и серьёзность собственного портфолио. Главное, нет никаких причин сомневаться, что следующая работа будет всё той же «картиной от Джармуша».

16.7.2019

Добавить комментарий